17:53 

Александр Хромов: "Ценность художника – в его умении фантазировать и увлекать зрителя

VersumUniverse
Пару недель назад в группе проекта мы снова попросили вас выбрать, о ком из представителей уже известной широкой аудитории части команды вы бы хотели узнать.
Более 50% проголосовавших отдали голоса главному художнику Версума Александру Хромову - автору большинства иллюстраций проекта.
О творческом пути, предназначении искусства, тонкостях создания иллюстраций и нелюбви к Пикассо Александр лично рассказал нам в беседе о Версуме.

Беседу вела Алена Чиркова.

DSC03017

- Здравствуйте, Александр. Как показывает голосование, нашим читателям было бы интересно знать о Вас больше, Вы интересуете их как личность. Расскажите, пожалуйста, когда проявился интерес к творчеству? Какой путь Вы прошли, чтобы обрести себя?

- Здравствуйте. К творчеству, как и к рисованию, я пришел с детства. Много и часто рисовал, начиная со школы. Очень увлекался двумя предметами: историей и рисованием.

В пять лет мне в руки попал первый комикс. Это был польский комикс с двумя историями: одна - детская сказка про дракона, другая - история про войну поляков против тевтонского ордена. Довольно хорошо нарисованная, с использованием многих приемов классического комикса. Можно сказать, тогда я и начал увлекаться комиксами как направлением.

К сожалению, в моем детстве комиксы были очень большой редкостью, а может быть это было и к лучшему, - приходилось рисовать их самому. Информацию по данному направлению найти было почти невозможно, да и общество в большинстве своем смотрело на комиксы с неким неодобрением, не воспринимало их всерьез. Поэтому мне приходилось копировать и перенимать все приемы и традиции из тех комиксов, которые попадали ко мне в коллекцию.
После окончания школы поступил в Московский авиационный институт, где после второго курса ушел в армию. Вернувшись из армии, понял, что карьера инженера меня совсем не привлекает и пошел работать на киностудию «Центрнаучфильм» художником-мультипликатором. В 90-х годах студия разорилась, и я начал заниматься коммерческим рисованием.

С этого момента, можно сказать, я начал заниматься рисованием всерьез, работы были самые разные, начиная с иллюстраций и комиксов, и заканчивая обложками для книг, рекламными концептами и раскадровками.

В своей работе я всегда старался ориентироваться на западный стиль рисования, в котором изначально была заложена коммерческая составляющая рисунка. Большинство работ западных художников делались с определенной целью, а именно - послужить в качестве чего-либо: будь то обложка книги или журнала, комикс, дизайн упаковки, иллюстрация или сториборд, а не только как состоятельное произведение.

DSC02963

- А какие ключевые фигуры в живописи повлияли на Ваше творчество? Может быть, Вы можете выделить кого-то из современных художников?

- Безусловно, на меня повлияли столпы американской коммерческой живописи, такие, как Норман Рокуэлл, Фрэнк Фразетта, замечательные художники, которые в своем творчестве сочетали огромную базу знаний, железную школу, множество своих стилевых приемов и фантастическое трудолюбие.

В комиксах у меня тоже были свои фавориты. Из европейских авторов самое яркое впечатление из детства на меня произвел французский художник Андре Шере - автор серии «Раан» из детского журнала «Пиф». Как непревзойденный автор BD, мне нравится Жан «Мэбиус» Жиро. Замечательный график, который работал во многих жанрах и известен как автор огромного количества серий графических романов. Из американских авторов это, конечно, основоположники американского комикса «серебряного» и «бронзового» веков, такие, как Джон Буссема, Гил Кейн, Джо Куберт. Из современных авторов очень привлекают работы таких художников, как Дэвид Финч, Джим Ли, Марк Сильвестри. Они не только бережно сохранили старую школу американского комикса, но и обогатили ее новыми техническими и стилевыми новинками.

- Расскажите, как Вы попали в проект?

- Год назад ко мне обратился Алексей Добрусин с предложением принять участие в качестве художника в мультимедийном проекте «Версум».
Основную задачу он обрисовал как создание Мира. Мира, который не совсем «реальность». В котором, с одной стороны, будет сочетаться простота и понятность для пользователя, а с другой - присутствовать оригинальная фантастическая составляющая.
Именно эта «фантастичекская составляющая» привлекла меня больше всего. Мои задачи заключались в создании визуального ряда проекта, того, как этот мир будет выглядеть, какими читатель будет видеть его главных героев. А главное, «Версум» привлек меня созданием серии оригинальных комиксов в сеттинге проекта. Так началась и продолжается работа над проектом.

- Посвятите нас в технологию создания ваших работ. Как они появляются? Из скольки этапов состоит этот процесс?

- Как правило, работа над артом для проекта строится по стандартной схеме.
Изначально обсуждается техническое задание или описание задачи. Далее набрасывается карандашный скетч. На этом этапе формируются все визуальные детали будущего персонажа или локации: составляется максимальное представление о том, как объект будет выглядеть, и на каких наиболее характерных чертах необходимо сделать акцент. Только после этого делается работа в цвете.

В завершающей стадии иногда приходится что-либо добавить или внести необходимые правки в детали. Но грамотно поставленная и решенная задача на этапе скетча всегда снимает множество вопросов в последующих стадиях.

- Работа с комиксом проходила по аналогичной схеме?

- С комиксом работа строилась несколько по-другому. Основная часть творческого процесса - это сценарий и стартовая раскадровка.
Ритм повествования является наиболее важным моментом при работе над комиксом: он не должен «провисать», а наоборот, должен всегда поддерживать интерес читателя, на любой странице. Основное внимание в комиксе уделяется сбалансированности сценария и ритму кадров, так, чтобы вызывать интерес у читателя.
После этого я приступал к эскизу страницы: здесь отрисовывалась вся страница в окончательном размере кадров и композиций. Когда эскиз был готов, он обрабатывался «начисто», то, что на бумаге делается тушью.

Так как весь комикс «Аномалия» от начала до конца был выполнен в цифровом формате, все эти этапы выполнялись последовательно. Затем, когда страница комикса была готова, в черно-белом варианте она передавалась колористу для наложения цвета. В завершении работы, на цветную полосу накладывался необходимый текст: реплики героев, звуки, блоки описаний. При необходимости некоторые страницы обрабатывались и дополнялись эффектами.

- Цифровые технологии уже давно прочно вписались в нашу жизнь, но, наверное, не смогли до конца вытеснить кисть и краски. Как часто Вы берете в руки кисть и пишете красками на холсте?

- Несмотря на то, что весь арт для проекта «Версум» был выполнен в цифровом формате, я считаю, что цифровое рисование никогда до конца не вытеснит традиционные материалы, такие, как холст, масло, пастель или карандаш. Современные технологии во многом упрощают и ускоряют работу художника, но ни в коей мере не делают ее менее кропотливой и трудоемкой, они просто открывают перед автором новые возможности.
Но наработки, основу и школу не заменят никакие даже самые прогрессивные технологии. И до сих пор американские и европейские художники комиксов продолжают работать в традиционной манере: карандаш, бумага, тушь. И это никак не влияет на конечный результат их труда. Сейчас на компьютере делают только цвет, да и то по причине упрощения работы, с учетом полиграфических требований в дальнейшем.

DSC02883

- Поделитесь, сколько времени занимает у Вас работа над каждой обложкой, эскизом, персонажем для проекта?

- Про сроки и время, затраченные на каждую работу для проекта, нельзя сказать однозначно: все работы очень разные по сложности, насыщенности деталями и персонажами. Даже в комиксе нет ни одной похожей по затраченному времени полосы.
Немаловажную роль играет увлекательность полосы или персонажа, четкость визуального восприятия. Иногда приходится что-то дорабатывать, а иногда и перерисовывать заново, так что в этом вопросе можно ориентироваться только на средние результаты, но разница, как в плюс, так и в минус, может быть очень велика.

- Вы говорили, что ориентируетесь на западный стиль рисования, в котором изначально присутствует коммерческая составляющая рисунка. А присутствует ли в Вашем творчестве доля бизнеса, коммерческая жилка?

- Так как «Версум» - достаточно обширный проект, количество работы для художника в нем огромно. Арт-составляющей проекта занимаются несколько человек под моим руководством. То есть помимо творчества присутствует и организационная составляющая, которая включает в себя многие аспекты коммерческой и организационной деятельности.

- Может быть, Вы занимаетесь какими-то другими проектами, помимо Версума, или занимались в прошлом? Расскажите об этом подробнее.

- До «Версума» я участвовал во многих проектах, в том числе и по выпуску комиксов в различных должностях от концепт-художника до арт-директора.
Началось все с различных обложек для книг самых разных жанров в издательствах «Рипол-Джокер», «ЭКСМО», «АСТ». Позже работал главным художником в комикс-студии «Прогулка», организованной при издательском доме «Фантазия», где было разработано и выпущено две комикс-серии «Тень» и «Анджела». Здесь же издавался журнал Mega game, в котором продолжительное время публиковался комикс-сериал «Дара» с моими работами в качестве тушевика.

С середины 2000-х тесно сотрудничал с компанией по производству коллекционных моделей и настольных игр «Звезда», выпускающей в то время журнал «Военные игры и миниатюры», где я был главным редактором. В том же журнале публиковался комикс по настольной игре «Кольцо власти». Позднее, в качестве концепт-художника по мастер-моделям для настольной игры «Звездный десант» выполнял серию боксартов и иллюстраций для этих наборов.

В гейм-индустрию я пришел в 2007 году на проект «World of Tides» арт-директором проекта. До сегодняшнего дня работаю в гейм-индустрии, занимаюсь арт-разработкой приложений для социальных сетей.

- Сегодня Вы известны, и Ваши работы любят множество фанатов. Считаете ли Вы себя знаменитым? Какие чувства вызывают у Вас люди, смотрящие в данный момент на ваши работы? Насколько для вас важна их оценка?

- Знаменитым себя не считаю, вообще понятие «знаменитость» довольно относительно. Но вот к мнению людей, которые смотрят мои работы, стараюсь относиться как можно внимательней. Конечно, невозможно понравиться всем, но учитывать объективную критику и пожелания необходимо. Критика работ однозначно служит мощным стимулом к развитию и росту. Так что, любое мнение зрителя для меня очень важно.

- Что Вас вдохновляет на работу? Живопись – это творческий процесс, но проект накладывает определенные рамки, сроки. Мешает ли это?

- На работу меня вдохновляет, прежде всего, желание сделать каждую следующую работу лучше предыдущей. Очень мощным стимулом к работе для меня служат работы других художников, которые по уровню мастерства гораздо выше меня. Это стимулирует и очень многому учит.
Еще один значимый фактор - это сроки. Сроки всегда дают эффект собранности, мобилизации своих способностей для создания работы в четко отведенное время, а для коммерческого рисования такой навык очень ценен.

- Добавляли ли Вы частичку своего видения в изначально данные технические задания, ограничения во внешности персонажей? Слушали внутренний голос, чутье художника, так сказать?

- Как уже упоминалось ранее, каждое задание проекта мы довольно подробно обсуждали с Алексеем Добрусиным и Денисом Ореховым. Разумеется, представления у всех людей разные, а выработать определенную визуальную составляющую, которая бы хорошо смотрелась и органично вписывалась в сеттинг, порой было не так просто. Какие-то детали, ракурсы, характеры персонажей я старался передать со своей точки зрения. Удалось ли мне это – ответит зритель.

Основной составляющей, в которой я постарался максимально изложить свой взгляд на мир Версума, является интерактивный комикс «Аномалия». В комиксе мне была предоставлена практически полная свобода в рамках сеттинга, и мы постарались нарисовать и написать его именно так, как мир Версума представлялся нам.

- Есть ли у Вас самые любимые работы из числа тех, которые были созданы Вами для проекта? Расскажите об истории их создания, может быть, были сложности, связанные с той или иной задачей.

- Думаю, что каждая работа, сделанная для проекта, уникальна и любима по-своему. В каждой хотелось что-то передать, показать читателям, как выглядит та или иная деталь этого большого мира.
Можно сказать, что какая-то работа удалась мне в большей или меньшей степени. Конечно, самой большой сложностью в создании визуального наполнения мира было его двойственное состояние: с одной стороны - это совершенно обыденный и реальный мир, который мы видим каждый день за окном, с другой – в нем присутствуют свои тайны и загадки, оказывающие влияние на этот мир.
Передать это настроение незаметной загадки и легкий налет нереальности было довольно непростой задачей. Каждую сторону мира Версум мы старались раскрыть через его персонажей: нам хотелось, чтобы они получились живыми людьми, которым читатель может сопереживать, понимать их поступки, мысли и действия. Нам хотелось поставить их в состояние максимальной неизвестности, как будто все загадки мира разом навалились на них, как они реагируют на эти события. Я надеюсь, что судьбы героев комикса не оставят равнодушными читателей комикса и продолжение их приключений будет приближать читателя к разгадке очередной тайны.

DSC03057

- В наш век значение имиджа для творческого человека приобретает одно из главенствующих значений. Пикассо, к примеру, придавал колоссальное значение своему имиджу, сознательно подогревая интерес к себе. В какой степени Вы занимаетесь своим имиджем, который тоже является творческой продукцией художника? Есть ли у Вас талисманы?

- Имидж не является для меня основополагающим значением, я не ставлю его в ранг какой-то важной задачи или проблемы. В конце концов, о творчестве художника судят именно по его работам, а не по тому, как он выглядит. И, если работа нравится, то мне абсолютно безразлично, как художник выглядит. Не будем обсуждать Пикассо и его имидж, мне он совершенно не интересен, но я помню его работы, и о них у меня есть свое мнение.
То же можно сказать и про талисманы, я реалист и не верю в какое бы то ни было мистическое свойство, хотя у меня есть некоторые предметы, которые мне дороги.

- Если не секрет, чем Вам не угодил Пикассо?

- Я не любитель так называемого современного искусства, я больше люблю практическое и понятное рисование.

- Глобальный вопрос о предназначении искусства. Какой смысл и назначение вы вкладываете в свою деятельность, в частности?

- Сегодня предназначение искусства разделилось на два направления.
Первое - это то, что служит чему-либо, в частности, это концепты, по которым потом будут создаваться модели для игр, иллюстрации для книг, обложки книг, постеры, являющиеся значимыми элементами почти всех промо компаний, комиксы, которые издаются огромными тиражами почти во всех странах мира.
Скажем так, искусство, которое нужно и понятно многим и встречается на каждом шагу, делая обыденные вещи красивыми и привлекательными, или облекая замысел или идею в красивую и понятную форму.
Второе – это музейно-аукционное направление так называемого искусства, то, на чем делают деньги и имена, создавая пиар компании вокруг того или иного предмета, часто совершенно не понятного и никому не нужного.

- Интересуются ли ваши дети искусством, унаследовали ли они от Вас тягу к рисованию?

- Мои дети интересуются искусством в соответствии с возрастом. Дочь увлекается самыми разными направлениями и пробует то, что привлекает ее в данный момент, сын интересуется искусством с позиции своих интересов и возраста. Загадывать не будем, быть может кто-нибудь найдет для себя в этом что-то свое.

- И напоследок предлагаем Вам задать вопрос самому себе и самому же дать на него ответ. Может быть, мы что-то упустили в интервью, но чем бы Вам хотелось поделиться со зрителем.

- Мой вопрос таков - в какую сторону будет развиваться труд художника в связи с развитием новейших технологий в рисовании?

Я считаю, что художник никуда не исчезнет, даже если всю техническую работу можно будет заменить готовыми моделями, текстурами, фотоматериалами. Во-первых, потому что ценность художника, работающего в проекте, именно в его умении фантазировать и увлекать зрителя своими работами. Во-вторых, всегда будет необходимость в визуализации новых идей и новых миров. Да и просто потому, что приятный глазу арт это большой плюс любого проекта.

- Что бы Вам хотелось пожелать подписчикам нашей группы?

- Для меня читатель – это самый важный участник проекта, человек, для которого, собственно, проект и создавался. Поэтому оценка и отзывы читателей крайне важны для всех его создателей. Именно от читателя зависит успешность принятия идеи проекта и его дальнейшее существование. Поэтому пожелаем читателям проекта быть, прежде всего, его активными участниками, искать, созидать, находить, разгадывать, пройти вместе с героями тернистый путь, а мы, со своей стороны, безусловно, им в этом поможем.

- Благодарю Вас за потрясающе интересное и полное интервью.

DSC02899

URL
   

Версум. Вселенная

главная